Инклюзивное образование


Download
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об образовании детей с ОВЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 
***

«Дефектным ребёнка делает не его дефект, а отношение общества к нему и его собственное отношение к самому себе»

                                                                                                          Лев Семёнович Выготский

Современная государственная система образования, опираясь на исследования Л.С. Выготского, предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволяет определить  условия, необходимые для эффективности самого процесса инклюзии. В первую очередь – это принятие философии инклюзии; готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям; существование поддержки со стороны педагогического сообщества и  руководства; наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование.

            Необходимы и определенные организационные условия:

  • сотрудничество с Управлениями образования, ПМПК;
  • взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе, взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;
  • преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали;
  • наличие кадров для реализации задач инклюзивного образования; разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
  • наличие команды специалистов сопровождения (координатор по инклюзии, психолог, специальный педагог, социальный педагог, тьютор и др.);
  • психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к образовательной инклюзии.

Среди необходимых средовых условий выделяются: архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду; специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы.

Таким образом, понятно  – социальная и образовательная инклюзия нужна не только, а, порой, и не столько особому ребенку, как считал Л.С. Выготский, сколько самому образованию и обществу в целом.